В соответствии с новым
законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые
стало самостоятельным уровнем общего образования. Как отметила директор
Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки
России Анастасия Зырянова, "с одной стороны, это
признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой –
повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования".
Разработка стандарта
велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере
дошкольного образования под руководством директора Федерального института
развития образования Александра Асмолова.
Как рассказал А.Асмолов, "в соответствии
с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в
ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры
полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство
является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование
выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере
услуг.
В основу стандарта
была положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно
которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности
входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование
выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой
принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход
от диагностики отбора к диагностике развития.
Центральная психодидактическая
технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со
сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный
стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на
жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий,
поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через
ворота детской игры".
В июне 2013 года
проект ФГОС дошкольного образования был представлен на широкое общественное
обсуждение. Свыше 300 замечаний и предложений, поступивших на проект стандарта,
были рассмотрены на заседании Совета Министерства образования и науки
Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам
3 июля 2013 года.В соответствии с решением Совета проект ФГОС дошкольного
образования был доработан и внесён на повторное рассмотрение. На основе
заключений 11 экспертных организаций и рекомендации рабочей группы общего
образования Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по
федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 года
принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования.
Федеральный государственный
стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в
соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 году
федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Образовательные
организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и
утверждать свои основные образовательные программы на основе федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом
примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые
будут сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре.
Образовательные программы дошкольного
образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с
учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение
детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования,
на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных
для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт
включает в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению
обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой
участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе
кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
В отличие от других
стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки
соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования
не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
обучающихся.
Новый Федеральный
государственный образовательный стандарт /ФГОС/ дошкольного образования
исправит те недостатки, которые сложились в этой сфере за последние несколько
лет. Об этом сегодня рассказала первый заместитель министра образования и науки
Наталья Третьяк.
«Принятый
недавно стандарт поможет убрать подмену детского сада школой, которая
существовала долгое время и существует до сих пор», - отметила Третьяк. По ее
мнению, воспитатели и родители отбирают у детей детство, с самого раннего
возраста нагружая их учебными предметами. «Главная цель, которая должна стоять
перед взрослыми, - умеренная подготовка к школе, создание условий для того,
чтобы ребенок заинтересовался будущими уроками, а не боялся их», - сказала она.
Новый стандарт - это стандарт развития и возможностей, подчеркнула Третьяк.
По мнению первого
замминистра, переход на новый стандарт займет не менее 3 лет. «В рамках этого
периода мы не будем никого торопить. Детсады полностью перейдут на новую
систему работы тогда, когда они смогут», - добавила она.