Суббота, 23.11.2024, 21:07
Приветствую Вас, Гость

Структура дошкольного образовательного учреждения и система его управления

 

Учитывая, что дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само образовательное учреждение может рассматриваться как социально-педагогическая система, следовательно, оно должно отвечать определенным свойствам: целенаправленность, целостность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со средой.

Механизм управления современным дошкольным учреждением изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально новые формы взаимодействия учреждения и всех участников педагогического процесса. Структура этих отношений в нашем дошкольном учреждении такова: детский сад – внешняя среда, администрация – общественность, руководитель – подчиненный, педагог – педагог, педагог – родители, педагог – дети, ребенок – ребенок. Основу модели составляют четыре взаимосвязанных уровня всех участников педагогического процесса: членов совета ДОУ, заведующего,  зам.зав. по ВМР, педагогов, родителей детей, посещающих ДОУ.

Каждый из уровней управления обязательно входит в зону влияния субъектов управления, как по горизонтали, так и по вертикали. Структура нашего управления строится на принципе единоначалия, т.е. согласно которому каждый подчиненный принимает полномочия только от одного начальника и является ответственным перед ним.

В ДОУ высший уровень управления обеспечивает заведующий, наделенный административными полномочиями. Заведующий наделяет руководителей служб  линейными полномочиями, т.е. теми, которые передаются от начальника непосредственно подчиненному и далее другим подчиненным. Четкое вертикальное и горизонтальное распределение труда на каждом уровне находит отражение в должностных инструкциях конкретных работников. Каждый линейный руководитель имеет в своем подчинении определенные категории сотрудников.

Структура управления была бы не полной, если бы мы не включили в нее родителей, так как они являются первыми педагогами, и детей, так как  они – основа управленческой пирамиды.

Созданная структура управления не является чем-то неподвижным, она меняется в связи с развитием дошкольного образовательного учреждения и может предопределять изменения в этом развитии.

Распределение административных обязанностей в аппарате управления образовательным учреждением (таблица 1), деятельность структурных подразделений в ДОУ (таблица 2).

Основная идея управления по результатам заключается в осозна­нии того, что ни одна организация сама по себе не представляет ни­какой ценности, но вместе с тем она представляет упорядоченную форму, объединяющую индивидов или группы, для достижения оп­ределенных результатов. Результативное мышление на более высоком уровне предполага­ет, что руководитель и подчиненный определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы его достижения, т.е. время, тех­нологии и другие ресурсы. Результат есть реализован­ная цель. Управления по результатам  предполагает определение ключевых результатов. Мы их вы­деляем, исходя из осознания общечеловеческих и национальных ценностей.

Среди них:

1. Здоровье и здоровый образ жизни.

2.  Воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

3. Образованность в соответствии с личностными возможностя­ми и способностями.

4.  Готовность к продолжению образования и труду.

5. Готовность к жизни в семье и обществе в новых социокультур­ных условиях.

6. Адаптивность образовательной среды для удовлетворения об­разовательных потребностей личности.

 

Таблица 1

Распределение административных обязанностей в аппарате управления образовательным учреждением

 

Заведующий ДОУ

Зам.зав. по ВМР

Зам зав по АХЧ

Мед.работники

1.       

2.       

3.       

4.       

1. Руководство учрежде­нием в соответствии с Уставом:

·    определение стратегии, целей и задач учреждения;

·    определение структу­ры управления;

·    решение финансово-хозяйственных вопросов;

·    координация работы структурных подразделе­ний и контроль за ней;

·    прием на работу, рас­становка кадров;

·    поощрение творческой инициативы работников;

·    формирование контин­гента воспитанников, сотрудничество с их семьями;

·    представление учреж­дения в государственных и иных органах и учреж­дениях;

·    утверждение локаль­ных актов учреждения;

·    обеспечение условий
безопасности на рабочем  месте;

·    обеспечение трансля­ции опыта работы учреж­дения.

2.  Подотчетность Учредителю


1 . Координация работы

воспитателей по выполнению годового плана с соблюдением

учебной нагрузки и прав

детей.

2. Контроль за выполнение воспитателями  должностных инструкций и графиков работы. Ответственность за это.

3. Оказание методической помощи педагогам и родителям.

4. Выявление, обобщение и внедрение передового опыта.

5. Контроль за сохранностью игрового оборудования.

6. Контроль за качеством воспитательно-образовательного процесса и ранним выявлением проблемных вопросов.

7. Контроль за выполнением режима групп и  инструкции по охране  жизни и здоровья детей.

8. Организация и коор­динация работы с семьями воспитанников, со  школой

1 . Руководство хозяйственной деятельностью и ответственность

за материальные ценности.

2. Контроль за надлежащим и безопасным для здоровья

состоянием здания, территории, техно­логического, энергетического и противопожарного оборудования.

Ответственность за это.

3. Контроль за выполнением должностных обязанностей и рабочих графиков  младшего и технического персонала.

Ответственность за это.

4. Ответственность за своевременное оформление отчетной документации по инвентарному  учету и списанию материальных и   денежных ценно­стей.

5. Подотчетность  руководителю и главному бухгалтеру

1 . Контроль за выполнением

всеми работниками СанПиНов  2.4.1.1249-13. Ответственность   за это.

2. Контроль за качеством и

организацией питания в соответствии с меню. Ответственность за это.

3. Ответственность за организацию своевременного меди­цинского осмотра детей и профосмотра сотрудников учреждения.

4. Контроль за наличием и содержимым аптечек всех помещений. Ответственность за это.

5. Ответственность за ведение иоформление всей отчетной и медицинской документации.

6. Контроль за всей оздоровительной работой и закаливающими мероприятиями. Их координация.

7. Контроль за выполнением

режима работы каждой возрастной группы.

8. Организация и осуществление вакцинации детей и сотрудников.

9. Подотчетность руководителю