Структура
дошкольного образовательного учреждения и система его управления
Учитывая, что дошкольное образование
является первой ступенью общей педагогической системы, а само образовательное
учреждение может рассматриваться как социально-педагогическая система,
следовательно, оно должно отвечать определенным свойствам: целенаправленность,
целостность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов,
открытость, связь со средой.
Механизм управления современным
дошкольным учреждением изменяет характер выполнения управленческих функций,
порождает принципиально новые формы взаимодействия учреждения и всех участников
педагогического процесса. Структура этих отношений в нашем дошкольном учреждении
такова: детский сад – внешняя среда, администрация – общественность,
руководитель – подчиненный, педагог – педагог, педагог – родители, педагог –
дети, ребенок – ребенок. Основу модели составляют четыре взаимосвязанных уровня
всех участников педагогического процесса: членов совета ДОУ,
заведующего, зам.зав. по ВМР, педагогов, родителей детей, посещающих
ДОУ.
Каждый из уровней управления обязательно
входит в зону влияния субъектов управления, как по горизонтали, так и по
вертикали. Структура нашего управления строится на принципе единоначалия, т.е.
согласно которому каждый подчиненный принимает полномочия только от одного
начальника и является ответственным перед ним.
В ДОУ высший уровень управления
обеспечивает заведующий, наделенный административными полномочиями. Заведующий
наделяет руководителей служб линейными полномочиями, т.е. теми,
которые передаются от начальника непосредственно подчиненному и далее другим
подчиненным. Четкое вертикальное и горизонтальное распределение труда на каждом
уровне находит отражение в должностных инструкциях конкретных работников.
Каждый линейный руководитель имеет в своем подчинении определенные категории
сотрудников.
Структура управления была бы не полной,
если бы мы не включили в нее родителей, так как они являются первыми
педагогами, и детей, так как они – основа управленческой пирамиды.
Созданная структура управления не является чем-то неподвижным, она меняется в связи с развитием дошкольного образовательного учреждения и может предопределять изменения в этом развитии.
Распределение административных обязанностей в аппарате управления
образовательным учреждением (таблица 1), деятельность структурных подразделений
в ДОУ (таблица 2).
Основная идея управления по результатам заключается
в осознании того, что ни одна организация сама по себе не представляет никакой
ценности, но вместе с тем она представляет упорядоченную форму, объединяющую
индивидов или группы, для достижения определенных результатов. Результативное
мышление на более высоком уровне предполагает, что руководитель и подчиненный
определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы его достижения,
т.е. время, технологии и другие ресурсы. Результат есть реализованная цель.
Управления по результатам предполагает определение ключевых
результатов. Мы их выделяем, исходя из осознания общечеловеческих и
национальных ценностей.
Среди них:
1. Здоровье и здоровый образ жизни.
2. Воспитанность на основе общечеловеческих и национальных
ценностей.
3. Образованность в соответствии с личностными возможностями и
способностями.
4. Готовность к продолжению образования и труду.
5. Готовность к жизни в семье и обществе в новых социокультурных условиях.
6. Адаптивность образовательной среды для удовлетворения образовательных
потребностей личности.
Таблица 1
Распределение
административных обязанностей в аппарате управления образовательным учреждением
Заведующий ДОУ |
Зам.зав. по ВМР |
Зам зав по АХЧ |
Мед.работники |
1. |
2. |
3. |
4. |
1. Руководство учреждением в
соответствии с Уставом: · определение стратегии, целей и задач учреждения; · определение структуры управления; · решение финансово-хозяйственных вопросов; · координация работы структурных подразделений и
контроль за ней; · прием на работу, расстановка кадров; · поощрение творческой инициативы работников; · формирование контингента воспитанников,
сотрудничество с их семьями; · представление учреждения в государственных и иных
органах и учреждениях; · утверждение локальных актов учреждения; · обеспечение условий · обеспечение трансляции опыта работы учреждения. 2. Подотчетность
Учредителю
|
1 .
Координация работы воспитателей
по выполнению годового плана с соблюдением учебной
нагрузки и прав детей. 2.
Контроль за выполнение воспитателями должностных инструкций и
графиков работы. Ответственность за это. 3.
Оказание методической помощи педагогам и родителям. 4.
Выявление, обобщение и внедрение передового опыта. 5. Контроль за сохранностью
игрового оборудования. 6.
Контроль за качеством воспитательно-образовательного процесса и ранним выявлением
проблемных вопросов. 7.
Контроль за выполнением режима групп и инструкции по
охране жизни и здоровья детей. 8.
Организация и координация работы с семьями воспитанников,
со школой |
1 . Руководство хозяйственной
деятельностью и ответственность за
материальные ценности. 2.
Контроль за надлежащим и безопасным для здоровья состоянием здания, территории,
технологического, энергетического и противопожарного оборудования. Ответственность
за это. 3.
Контроль за выполнением должностных обязанностей и рабочих
графиков младшего и технического персонала. Ответственность
за это. 4. Ответственность за
своевременное оформление отчетной документации по
инвентарному учету и списанию материальных
и денежных ценностей. 5.
Подотчетность руководителю и главному бухгалтеру |
1 . Контроль за
выполнением всеми работниками СанПиНов 2.4.1.1249-13. Ответственность за это. 2. Контроль за качеством и организацией
питания в соответствии с меню. Ответственность за это. 3. Ответственность
за организацию своевременного медицинского
осмотра детей и профосмотра
сотрудников учреждения. 4. Контроль за
наличием и содержимым аптечек всех помещений. Ответственность за это. 5. Ответственность
за ведение иоформление всей отчетной и медицинской
документации. 6. Контроль за
всей оздоровительной работой и закаливающими мероприятиями. Их координация. 7. Контроль за
выполнением режима работы
каждой возрастной группы. 8. Организация и
осуществление вакцинации детей и сотрудников. 9. Подотчетность
руководителю |